Годовой отчет 2023

Регулирование рынка

Кикшеринг прошел раннюю стадию своего развития. Далее рынок будет стабилизироваться, в том числе за счет совершенствования регулирования отрасли.

Регулирование отрасли

Общая тенденция — поддержать индивидуальную мобильность, обеспечив безопасность движения и развитие велоинфраструктуры.

Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года, с прогнозом на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 года № 3363‑р, признает СИМ важным элементом городской транспортной инфраструктуры.

1 марта 2023 года вступили в силу ПДД, закрепляющие правила передвижения на СИМ. Это значит, что кикшеринг признается частью городской транспортной системы на государственном уровне. Теперь пользователям сервисов аренды, владельцам личных самокатов и всем другим участникам движения понятно, как взаимодействовать друг с другом.

Ноябрь 2021 года
  • Утверждена транспортная стратегия РФ: СИМ — важный элемент городской инфраструктуры
Март 2023 года
  • Вступили в силу ПДД для СИМ
Октябрь 2023 года
  • Утверждена дорожная карта Правительства РФ по развитию регулирования СИМ

Дорожная карта — это план действий для всех уровней власти: от федеральной до муниципальной

2024 год
Реализация дорожной карты:
  • Уточнение правил парковки и правил движения по пешеходной инфраструктуре
  • Установление административной ответственности пользователей СИМ за нарушения ПДД
  • Внимание к СИМ при разработке документации по организации дорожного движения и инфраструктуры
  • Проведение образовательных мероприятий по формированию культуры вождения СИМ

Дорожная карта Министерства транспорта Российской Федерации

Правительство Российской Федерации утвердило дорожную карту по развитию регулирования СИМ. Включение кикшеринга в дорожную карту Министерства транспорта РФ задало направление правового развития индустрии и стало свидетельством того, что кикшеринг законодательно закреплен как часть транспортной системы.

В рамках дорожной карты будут реализованы такие инициативы, как уточнение правил парковки и правил движения по пешеходной инфраструктуре. При разработке документации по организации дорожного движения и инфраструктуры будет уделено внимание велоинфраструктуре для СИМ. Минтранс обяжет власти субъектов проектировать дорожки и парковки для электросамокатов, а также создавать благоприятные условия для их движения. Кроме этого, будет доработан КоАП в отношении административной ответственности пользователей СИМ за нарушения ПДД. Также будут проводиться образовательные мероприятия по формированию культуры вождения СИМ.

Правительство Российской Федерации утвердило поправки в Постановление Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов». Эти поправки подтвердили, что не оборудованные какими‑либо парковочными конструкциями места размещения велосипедов и СИМ не требуют оформления земельно-имущественных отношений.

Принятые поправки являются очередным этапом реализации дорожной карты Правительства России, направленной на развитие кикшеринга как вида городского транспорта. Поправки устраняют преграды в развитии кикшеринга, не препятствуя при этом реализации собственных региональных программ.

Транспортная стратегия в крупных городах России предполагает комплексное развитие различных видов средств передвижения, включая кикшеринг, для снижения нагрузки на дорожную сеть. Кроме того, вводятся различные меры, стимулирующие жителей отказаться от использования личных автомобилей: платные парковки, ограничение количества парковочных мест. Общая тенденция — поддержать индивидуальную мобильность, обеспечив безопасность движения и развитие велоинфраструктуры.

Правительство РФ устранило инфраструктурное ограничение для развития кикшеринга

Самокаты в федеральных и региональных транспортных стратегиях

Сергей Собянин
Количество поездок с использованием СИМ вырастет с 350000 до 750000 в сутки, что сопоставимо с пассажиропотоком линии метро.
Валентина Матвиенко
Лишать людей удобного способа передвижения — это не выход.
<1%
поездок с нарушениями или авариями по статистике нашего сервиса

Правительство РФ уже анонсировало изменения, которые будут касаться в большей мере ответственности за нарушение правил дорожного движения.

По статистике нашего сервиса, нарушения или аварии происходят менее чем в 1% поездок. Статистика по индустрии в целом говорит о том, что небезопасное вождение касается и частных самокатов, и курьеров. На эту группу нарушителей и будут направлены новые меры.

Важными элементами обеспечения безопасности является развитие системы обучения правилам и обеспечение контроля за их исполнением. В сервисах кикшерингов это реализовано, в первую очередь, на уровне приложений: в сервисе нельзя зарегистрироваться, не ознакомившись с правилами ПДД. Контроль за исполнением обеспечивается техническими возможностями сервисов, включающими, например, ограничение скорости и детектирование поездок вдвоем. Ожидается, что такие характеристики и возможности сервисов будут развиваться и дальше, параллельно с развитием нормативно-правовой базы.

Нормативно-правовая база в сфере использования СИМ в 2024 году продолжит развиваться
14
ЛЕТ
минимальный возраст для аренды СИМ

Регулирование рынка в СНГ

В Республике Беларусь, как и в России, самокаты получили правовой статус. В ПДД Беларуси теперь есть официальное определение средств персональной мобильности (СПМ), которые включают в себя электросамокаты, электроскутеры, гироскутеры, сигвеи и прочие устройства. Согласно указу Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2022 года № 145 «О совершенствовании организации дорожного движения», для СПМ действуют следующие правила: СПМ приравниваются к пешеходам и не являются транспортным средством. Передвигаться можно по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии — по тротуару, пешеходной дорожке либо обочине, не создавая препятствий для пешеходов. Установлена максимальная скорость движения — 25 км/ч. Минимальный возраст для аренды СПМ — 14 лет (не действует во дворах и пешеходных зонах).

В Республике Казахстан 30 августа 2023 года вступили в силу новые правила, закрепившие за электросамокатами официальный статус и установившие режим передвижения на них. Правила распространяются на личные и прокатные самокаты. Предельная скорость движения на них составляет 25 км/ч. Правила предполагают приоритет велоинфраструктуры для передвижения на электросамокатах, а в случае отсутствия велоинфраструктуры — самостоятельный выбор пользователями участков улично-дорожной сети для проезда. Для передвижения по краю проезжей части дороги пользователю необходим шлем и водительское удостоверение. Двигаться по тротуару или пешеходной дорожке можно со скоростью до 6 км/ч. При этом пользователь должен самостоятельно контролировать скорость.

Наша команда