В 2023 году мы в очередной раз подтвердили эффективность нашей бизнес-модели, обеспечив прибыльный рост для всех стейкхолдеров Компании.
Выручка кикшеринга выросла почти на 68% и превысила 10,7 млрд рублей.
Определяющий фактор роста выручки — интенсивное развитие бизнеса: увеличение флота, рост покрытия в существующих городах и экспансия в новые города и страны, увеличение числа поездок.
Показатель EBITDA кикшеринга показывает эффективность нашей операционной деятельности. Данный показатель отражает прибыльность Компании до уплаты процентов, налогов и амортизации и корректируется на прибыль от реализации товаров. EBITDA кикшеринга по итогам года составила почти 4,5 млрд рублей.
Основными драйверами роста EBITDA на 36% по сравнению с 2022 годом являются расширение парка СИМ, увеличение числа активных пользователей, рост числа поездок и увеличение частотности поездок.
Рентабельность по EBITDA, характеризующая удельный вес EBITDA в выручке, несколько снизилась по сравнению с предыдущими годами, но остается высокой — по итогам 2023 года составила 42%.
EBITDA кикшеринга, млн ₽
Снижение рентабельности по EBITDA в 2023 году связано в основном с ростом расходов на ремонт из‑за растущего среднего возраста флота и влияния курса по импортным запчастям. В долгосрочной перспективе мы ожидаем, что рентабельность по EBITDA будет оставаться на уровне около 40%, в том числе благодаря дальнейшей оптимизации операционных процессов, росту операционной эффективности за счет локализации производства комплектующих, постепенного внедрения собственных более мощных батарей и работы центра восстановления самокатов.
Маржинальная прибыль, млн ₽
Ключевым показателем, который мы используем для оценки нашей операционной эффективности, является маржинальная прибыль от поездок (Ride profit), которая рассчитывается как разница между выручкой кикшеринга и переменными затратами по услугам кикшеринга, исключая амортизацию.
Крупнейшими статьями прямых издержек от поездок являются ремонт и техническое обслуживание, а также зарядка и перевозка.
Маржинальная прибыль от поездок по итогам 2023 года выросла на 52% и составила чуть более 6,2 млрд рублей. Рентабельность по маржинальной прибыли от поездок остается на высоком уровне и составляет 58%.
Для поддержания маржинальности на высоком уровне мы оптимизируем бизнес-процессы. Мы используем анализ больших данных и искусственный интеллект для распределения флота по городам, по парковкам внутри городов, при формировании решений по замене батарей и в прочих операционных процессах. На основе накопленных данных мы анализируем пользовательские предпочтения, ежедневно работаем с аудиторией, наращивая ядро активных пользователей и частоту использования самокатов.
На эти цели было направлено почти 6,4 млрд рублей. Часть этих средств — авансы за новые самокаты, которые будут работать в сезоне-2024.
Закупки флота электросамокатов и электровелосипедов осуществляются в IV квартале каждого года по итогам завершения сезона, с целью ввода этого флота в эксплуатацию в начале сезона следующего года. Это приводит к увеличению как капитальных затрат по итогам календарного года, так и долга, привлекаемого для их финансирования.
Финансирование инвестиционной деятельности осуществляется за счет собственных и заемных средств
Сумма размещения второго выпуска биржевых облигаций для финансирования программы капитальных затрат ООО «ВУШ» в 2023 году по ставке купона 11,8% годовых на срок 3 года
ПодробнееСвободный денежный поток представляет собой разность между чистыми денежными средствами, полученными от операционной деятельности, и капитальными затратами. Свободный денежный поток по итогам 2023 года был отрицательным в связи с существенными инвестициями в расширение парка и составил почти 3,5 млрд руб
Ежегодно в IV и I кварталах Компания несет затраты на подготовку флота к новому сезону. Затраты IV квартала непосредственно влияют на показатель EBITDA, снижая его по итогам календарного года. Кроме этого, на IV квартал приходится пик инвестиционной активности: мы платим, в том числе за счет привлеченных кредитных средств, за электросамокаты и электровелосипеды, которые будут задействованы в следующем сезоне.
С учетом сказанного выше, важно принимать во внимание инвестиционный цикл и сезонность нашей деятельности и также анализировать финансовую отчетность Компании за 12‑месячный период с 1 октября по 30 сентября.
Таким образом, EBITDA кикшеринга за 12 месяцев к 30 сентября 2023 года составила почти 4,9 млрд рублей. При этом рентабельность по EBITDA составила 48%.
Такая динамика отражает стадию активного развития Компании и реализацию стратегии по расширению бизнеса и увеличению доли рынка, а также положительные финансовые результаты прокатного сезона по итогам 9 месяцев перед началом закупок самокатов в IV квартале.
Чистый долг, млрд ₽
Для анализа оценки общей долговой нагрузки и финансовой устойчивости мы ориентируемся на показатель чистый долг/EBITDA. В расчет чистого долга включены долгосрочные и краткосрочные кредиты банков, а также обязательства по аренде, за вычетом объема денежных средств и их эквивалентов. Чистый долг по состоянию на 31 декабря 2023 года составил почти 8,5 млрд руб. Рост чистого долга связан с тем, что деятельность Компании, в частности, капитальные вложения в основные средства, в значительной степени осуществляются за счет долгового финансирования.
Отношение чистого долга к EBITDA за предыдущие 12 месяцев составило 1,9х. Данный показатель находится на уровне, свидетельствующем об устойчивости финансового положения Компании.
дивидендов мы выплатили в декабре 2023 года своим акционерам благодаря стабильно высокой рентабельности бизнеса и невысокому уровню долга